Бог помогает большевикам

Подпишитесь на канал

«Бог помогает большевикам» И.В. Сталин

В сентябре 1943 года недоучившийся семинарист Иосиф Джугашвили (Сталин) – стал «лучшим другом» Православных верующих.

89ed76502ddf03899139e8fedde8a5e0.jpg

Сегодня наши либеральные общественные деятеля и «трубадуры свободы совести» даже не собираются исторически оценить имеющий место религиозно-политический курьёз – православный император Пётр I запретил избрание патриарха, делегировав его полномочия Священному синоду, а восстановил Московское патриаршество коммунистический вождь Иосиф Сталин.

Правдами и неправдами наши «любители непредвзятой истории» пытаются вытащить на обсуждение современных православных – епископата, клира и мирян следующие вопросы:

  1. Был ли выбор у руководства РПЦ МП осенью 1943 г., когда Сталин высказал пожелание скорейшего восстановления структуры и статуса церкви в СССР?
  2. Кто более нуждался в церковном ренессансе — Сталин или Московская патриархия?
  3. Что приобрели, а что потеряли стороны этого «союза»?
  4. Какой ценой было восстановлено патриаршество в Русской церкви.
  5. На какие компромиссы вынуждены были пойти советское правительство и руководство РПЦ МП?

Совершенно не учитывается, что объективный ответ уже прозвучал. Один из лучших представителей верующих трудящихся, святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, много лет тому назад писал: «Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира. И потому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь товарищу Сталину».

Ключевое событие в истории РПЦ последних 80-ти лет

Второе восстановление Московского патриаршества на архирейском соборе РПЦ 12 сентября 1943 года стало одним из ключевых событий в истории РПЦ XX в. Фактологическая сторона этого события сегодня достаточно изучена, однако обсуждение мотивов и движущих сил, альтернативного развития событий, а главное плодов, которые принес этот церковно-государственный проект, сохраняет некоторую актуальность.

26ba964ef73e0bc0215fe9fd60df0fb6.jpg

Первый советский патриарх Сергий

Восстановлению патриаршества предшествовала встреча Сталина с тремя митрополитами и важными руководителями советского государства 4 сентября 1943 г., во время которой обсуждались вопросы изменений в церковной политике и патриаршества.

Началось все с телефонного звонка патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), когда «ответственные товарищи в лице куратора от НКГБ полковника Г.Г.Карпова предложили ему встречу со Сталиным. Ему не приказывали, но сказали, что есть такая возможность.

Митрополит Сергий естественно мог ответить, что он болен, мог найти благовидный предлог, чтобы отказаться от встречи, но он, не возражая, немедленно вместе с митр. Николаем (Ярушевичем) и митр. Алексием (Симанским) отправился в кремлевский кабинет к Сталину.

Сталин поддерживал Православие задолго до Великой Отечественной войны

Вся правда в том, что и задолго до войны Вождь народов всеми силами поддерживал православие, порой серьёзно рискуя карьерой – если не жизнью вообще.

Хватало конечно набожных людей и в сталинском Политбюро – глава Совнаркома и министр иностранных дел Вячеслав Молотов, «всесоюзный староста» Михаил Калинин и преемник вождя Георгий Маленков, после ухода на покой ставший пономарём в одном из московских храмов. И этим функционерам не раз приходилось отстаивать свои убеждения (да и руководящие кресла тоже, чего там) в идеологических спорах с воинствующими атеистами во власти – от Троцкого до Хрущёва.

c6723b36c6f26a67b7b0957f0caebcd9.jpg

Иосиф Джугашвили во время учебы в семинарии

Летом 1923 года бывший семинарист Иосф Джугашвили становится секретарем ЦК ВКП(б) и инициирует публикацию циркулярного письмо ЦК Компартии за №30 – «Об отношении к религиозным организациям».

В письме говорилось: «Издевательство над предметами веры и культа взамен серьёзного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».

Далее Сталин приводит целый ряд фактов репрессий и надругательства над православными святынями и резюмирует: «Воспретить закрытие церквей, ликвидацию молитвенных помещений, аресты «религиозного характера», а всю ответственность за проведение в жизнь данной директивы предлагает «возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов ЛИЧНО».

Безбожник Троцкий был в бешенстве. Впервые партийное руководство пошло наперекор воле неформального главы государства – его, Троцкого, воле.

Веротерпимость и государственные религиозные планы И.В. Сталина

В дальнейшем поступки самого Сталина говорят по крайней мере о его веротерпимости. Именно он окончательно запретил ликвидировать церкви и отменил печально знаменитый ленинский указ «О борьбе с попами и религией».

Сталин понимал значение Московского государства как Третьего Рима во внешнеполитическом раскладе. Именно с подачи Сталина Московская патриархия инициировала передачу «права чести» Первого, то есть Вселенского, Патриарха – от Константинопольского к Московскому и всея Руси. Ведь за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного партийного съезда – зато в тот же период была восстановлена в своих правах Патриархия и проведено целых три Поместных собора.

Этот грандиозный геополитический проект сорвал лично Никита Хрущёв после смерти вождя – как раз тогда, когда двое из четырёх восточных патриархов уже были готовы поддержать идею признания Москвы как Третьего Рима.

Вождь боролся с деятелями искусства, глумящимися над православием

А в 30-х Сталин не раз вступался за церковь – в основном приструнивая наиболее ретивых атеистов от культуры и искусства. В 1933 году, узнав от главы ОГПУ Вячеслава Менжинского, что Совнарком готовит постановление о массовом сносе церквей, Сталин пишет его главе Вячеславу Молотову:

«Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».

В 1936 году по распоряжению высшего партийного руководства была запрещена пьеса Демьяна Бедного «Богатыри» с потрясающей формулировкой: «за глумление над Крещением Руси». Россию в своём спектакле показали, по словам Сталина, «сосудом мерзости и запустения», а «лень и стремление сидеть на печке представили как национальную черту русских» (найдите отличие от нынешних либералов от культурки). Говорят, что именно после скандала с «Богатырями» Сталин распорядился согласовывать с ним все театральные и кинопостановки, в которых фигурирует Православная церковь.

Великая Отечественная война как катализатор православного патриотизма

Окончательно сблизила Сталина с Русской Православной Церковью, разумеется, Великая Отечественная, священная война.

22 июня 1941 г., узнав о немецком вторжении, митрополит Сергий сразу же пишет послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором безоговорочно заявляет о поддержке властей в предстоящей борьбе, напоминая православным о вождях русского народа – святых Александре Невском и Димитрии Донском. Аналогичный молебен о даровании победы русскому воинству на следующий день провёл митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий

В другое время несанкционированное обращение к верующим могло стоить митрополитам головы. Однако в условиях разгоравшейся войны все прошло без последствий.

Сталин в своих первых военных выступлениях слово в слово повторил некоторые выражения Сергиевского послания. 3 июля 1941 г. прозвучало необычное для коммунистического лидера обращение «братья и сестры» (наравне с «товарищами» и «гражданами»).

Выступая на традиционном параде Красной Армии 7 ноября 1941 г., Сталин впервые упомянул героев прошлого: «Пусть вдохновляет вас в этой войне, – говорил вождь, обращаясь к армии, – мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Трудно сказать, использовал ли Сталин именно Сергиевскую «подсказку», но очевидные совпадения митрополичьего послания и сталинской речи налицо.

А церковь, как могла, помогала советским воинам: на собранные священниками средства были построены танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиаэскадрильи «Александр Невский» и «За Родину». Будущие иерархи РПЦ не только словом, но и делом участвовали в боях Великой Отечественной войны.

Так, патриарх Московский и Всея Руси Питирим в звании капитана принимал участие в боевых действия. «Великий наместник» Псково–Печерского монастыря – архимандрит Алипий (Иван Воронов) награжден орденом Красного Знамени и многими боевыми медалями.

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука (Войно-Ясенецкий) в годы войны спас немало жизней, работая военным хирургом, и в 1946 году получил Сталинскую премию.

Около сотни священнослужителей, оставшихся на оккупированной территории, получили медали «Партизану Великой Отечественной войны», а ещё полсотни батюшек удостоились награды «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

be14552541e8bd509879ac046084c55c.jpg

Бог помогает большевикам

Со сталинской политикой в отношении церкви связано много разнообразных мифов и версий, домыслов и проклятий... Часто можно услышать сравнения Сталина с императором Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией.

На этом фоне более респектабельной выглядит версия о том, что Сталин решил восстановить патриаршество, видя, насколько патриотично ведут себя верующие во время войны.

К 1939 году РПЦ была фактически разгромлена, епархиями управляли всего четыре архиерея — трое собеседников Сталина и архиепископ Сергий (Воскресенский), оставшийся в 1941-м на оккупированной нацистами территории.

Конечно, не вдруг, но РПЦ экстренно потребовалась, когда в 1939–1940 годах расширилась территория страны.

Де-факто на Западной Украине, в Западной Белоруссии, Прибалтике и Бессарабии существовала церковная жизнь — функционировали многочисленные православные епархии и викариатства, действовали монастыри и храмы, учебные заведения, выпускались церковные издания. То есть все то, что было вытралено безбожниками в СССР.

Ликвидировать все это в короткие сроки без социального взрыва было невозможно — и советская власть решает взять эти структуры под контроль с помощью Московской патриархии, ибо у конкурировавшей с ней обновленческой церкви была слишком просоветская репутация, отпугивающая верующих как в СССР, так и за его пределами.

В новые регионы направляются лояльные власти епископы и священники. Никто из окружения И.В.Сталина этого и не скрывал – так как это все было предельно прагматично и связано с конкретными политическими соображениями.

Плюс с началом же войны усилилась роль внешнеполитического имиджа страны — СССР стал союзником Великобритании, а затем и США, но общественное мнение в этих странах было настроено противоречиво. Многие правые политики, обладавшие влиянием на принятие решений даже в условиях войны, были недовольны сближением с «атеистическими коммунистами».

На Бога надейся, но сам не плошай

Началась контрпропаганда — бывший глава военного духовенства армии Врангеля митрополит Вениамин (Федченков), находившийся в юрисдикции Сергия (Страгородского), колесил по Америке с докладами, объясняющими необходимость всемерной помощи СССР.

В 1942 году была предпринята более масштабная акция — выпущен сборник «Правда о религии в России», план которого был подготовлен в НКВД и представлен Берией для утверждения в Политбюро; со стороны церкви проектом занимался митрополит Николай (Ярушевич). Книга рассказывала о гармоничных отношениях между государством и церковью в СССР и о преступлениях нацистов против церкви на оккупированных территориях. Данное издание было в том же году выпущено на английском языке.

В 1943 году появилось продолжение — книга «Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов».

Но только пропагандистскими средствами обойтись было невозможно. Перед Тегеранской конференцией, на которой решался вопрос об открытии второго фронта во Франции и предварительно обсуждались проблемы послевоенного переустройства мира, от Сталина требовались конкретные действия, демонстрирующие свободу религии в СССР, — аргументы, которые Рузвельт и Черчилль могли бы предъявить своим политическим и общественным деятелям. Только тогда он согласился на восстановление патриаршества и предоставление церкви ограниченных свобод, за которыми надзирали тт. Берия, Меркулов и Карпов.

К примеру, англиканская церковная делегация во главе с архиепископом Йоркским прибыла в СССР, как и ожидалось, в октябре 1943 года и приветствовала новоизбранного Патриарха Сергия.

Делегация посетила не только богослужения в Елоховском кафедральном соборе, но и другие московские храмы. Она убедилась в том, что верующие столицы живут своей обычной церковной жизнью, довольны избранием патриарха и не имеют претензий к государству.

Когда английская делегация прощалась с Патриархом Сергием, то спутники архиепископа встали на колени и попросили патриаршего благословения.

К Тегеранской конференции, которая началась 28 ноября 1943 года, СССР в вопросах церковной сферы был полностью подготовлен.

О личных гонениях Сталина на РПЦ. Только факты

Если обвинения Сталина в гонениях на Церковь нуждаются в исследовании и доказательстве и никак не могут рассматриваться в качестве не подлежащего сомнению факта, то прямо противоположные факты хорошо известны и задокументированы. Всего несколько примеров:

  1. Сталин восстановил Московское патриаршество.
  2. Сталин ликвидировал «обновленчество».
  3. В 1946 г. Львовский собор греко-католической церкви принял решение упразднить Брестскую унию 1596 г., вернуться к «прадедовской вере» и воссоединиться с Русской Православной Церковью. Решение Львовского собора было признано каноничным всеми поместными православными церквями и поддержано подавляющим большинством униатских священников и прихожан. В годы Холодной войны после смерти Сталина американцам и Ватикану пришлось практически заново воссоздавать униатство на Украине.
  4. В 1945 г. сочли возможным и необходимым вернуться в лоно Московского Патриархата Русской Православной Церкви такие столпы православия в эмиграции, как митрополит Евлогий (Георгиевский) –управляющий русскими православными приходами в Западной Европе, и архиепископ Серафим (Соболев) – управляющий русскими приходами в Болгарии.
  5. Только благодаря Сталину стало возможно проведение в Москве Всеправославного совещания 1948 г., на котором все поместные православные Церкви осудили подрывную деятельность Ватикана; заявили о своем отказе от участия в экуменическом движении и высказались за сохранение Александрийской пасхалии.

Может быть самым весомым фактом, абсолютно не вписывающимся в пропагандистский штамп современных либеральных обновленцев, является то, что 9 марта 1953 года Святейший Патриарх Алексий I служил в Елоховском соборе панихиду по Сталину. Известны и слова, произнесенные тогда Алексием I: «Я служил не по безбожнику».

Заключение

Главной же заслугой Сталина перед церковью, безусловно, стало восстановление патриаршества. На архиерейском соборе 12 сентября 1943 года 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов избирали Патриарха всея Руси – им стал митрополит Сергий.

Для связи между правительством и церковью был создан Совет по делам Русской православной церкви во главе с генералом НКВД Георгием Карповым. Само по себе после Архирейского Собора рассыпалась и никогда более не восстанавливалась деятельность «Союза безбожников».

Только с января по ноябрь 1944 года «отец народов» разрешил и монашество – в 1938 году на территории СССР не осталось ни одного действующего монастыря, а в 1944 году были воссозданы Псковско-Печерский Монастырь и Свято-Троицкая Сергиева лавра.Заметно выросло и число православных приходов – от 150 в 1938 г. до 8 809 в 1944 году.

Сталин слово в слово выполнил все свои обещания РПЦ и не справедливо валить на него религиозное невежество и грехи хрущевской оттепели.

Сталин как прагматичный лидер советского государства добился того, что в 1943 г. была создана Московская патриархия как церковно-административная система, находящаяся в «согласованном положении» к партийной власти.

Ныне, к великому сожалению, вместо партийной советской власти – поклоняющаяся только «золотому тельцу» буржуазия, и некая удивительная «капиталистическая» модель «симфонии властей» государства и церкви.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». (Гал.6:7)

Борис Скупов

Комментарии (1)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Очень поучительно и полезно! Спасибо!

28 сентября 2023 г., 12:51